- Свободный стих
-
СВОБО́ДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих без метра и рифмы, с единственным признаком стихотв. текста — графич. разбивкой на строчки. В С. С. стихотв. членение может совпадать с синтаксич. и поддерживаться им (синтаксич. верлибр) либо противоречить ему (антисинтаксич. верлибр). С. С. близок к ритмич. прозе, отличаясь от последней заданностью пауз и интонац. обособленностью стихов, ограничивая произвол читательского восприятия. Для С. С. характерна астрофичность, отступления от нее редки. Известен в ср.-век. литургич. поэзии; постепенно возрождается в европ. лит-рах: в нем. — во 2-й пол. 18 в., в англ. — во 2-й пол. 19 в., во франц. — на рубеже 19—20 вв.; в этих нац. вариантах передан в рус. пер. поэзии. С сер. 20 в. С. С. получил широкое распространение во всей мир. поэзии. В России первые образцы С. С. дал А. П. Сумароков в переложении Псалтири, но они остались незамеченными. Следующая попытка создания рус. С. С. была предпринята В. Жуковским в пер. "Слова о полку Игореве" (1817—19) без ритма и рифмы, но с разбивкой на строки. Активное освоение верлибра рус. поэзией начинается в сер. 19 в. с ориентацией на нем. верлибры (Я. Полонский, А. Фет, М. Михайлов), звучащие в рус. имитациях вольным белым дольником. Новое открытие С. С. происходит в нач. 20 в., синтезирующего опыт рус. верлибра 19 в. и верлибра франц. символистив; тогда же В. Брюсов впервые вводит в рус. стиховедение термин "С. С.". Им пишут А. Блок, В. Брюсов, М. Кузмин, С. Нельдихен, В. Хлебников, С. Есенин и др. Наст. популярность в рус. поэзии С. С. начал приобретать с 1960-х гг., утратив свою экзотич. окраску и став равноправной формой рус. стиха (В. Солоухин, Е. Винокуров и мн. др.). Пример С. С. (А. Блок):
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней. <...>
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.